Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

левицкий дмитрий григорьевич

Энциклопедический словарь

Леви́цкий Дмитрий Григорьевич (около 1735 - 1822), российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773-1776); углублённо-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II», 1783).

* * *

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич - ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822), русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) («Екатерина II», 1783).

* * *

ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [май 1735, Киев (?) - 4 (16) апреля 1822, Петербург], русский художник. По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым (см. РОКОТОВ Федор Степанович) и В. Л. Боровиковским (см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич) - один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в.

Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») - священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко (см. БАРОККО) [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания - 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] - был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова (см. АНТРОПОВ Алексей Петрович). В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.

Первые портреты

Первая достоверная из сохранившихся его работ - портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-70, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), с плодами трудов (в данном случае - чертеж здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба - в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей «домашней» непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же).

Лучшие работы художника

В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института (см. СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ) , «смолянок», - Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все - Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост - в одиночку, реже попарно - музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов.

К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей искусства и истории, Женева), М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба - в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты), торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) [описывая волшебное явление «Фелицы», «богини или жрицы», которая подобна «мечте стоящей»; писатель в своем «Видении мурзы» (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого].

Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью [1797 (?), Третьяковская галерея], несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). Последняя датированная работа мастера - портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822) - российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова-Львова", 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма ("Екатерина II", 1783).

Полезные сервисы